09.08.2015 вступил в силу приказ Минприроды России от 25.05.2015 N 237 "Об утверждении порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне РФ, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации и порядка оформления результатов таких осмотров, обследований" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.07.2015 N 38185) (prikaz.docx).
Он разработан в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (статья 13.2).
1. Плановые (рейдовые) осмотры, обследования ООПТ, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.
2. В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Он распространяется и на сотрудников гос.учрждений, осуществляющих государственный надзор (то есть, на гос.инспекторов в области охраны окружающей среды на ООПТ).
Соответственно, для проведения плановых (рейдовых) осмотров территорий ООПТ и их охранных зон (фактически, это любые контрольные мероприятия на ООПТ), на которых имеются правообладатели земельных участков (то есть, всех территорий охранных зон, подведомственных заказников, а также земель, включенных в границы национальных парков без изъятия из хозяйственной эксплуатации), инспектора должны иметь указанные задания, оформленные в соответствии с прилагаемым порядком.
Наличие такого задания делает нахождение инспекторов на указанных земельных участках абсолютно легитимным, а все попытки препятствовать доступу инспекторов куда-либо - незаконными.